Информация

Модель допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования

Представленные материалы содержат опыт работы государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г. Волковыска» по итогам реализации инновационного проекта  «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования».

Консультанты инновационного проекта:

Жук Александр Иванович, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», ректор, доктор педагогических наук, профессор;

Позняк Александра Валентиновна, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», начальник центра развития педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор.

 

В Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой является целенаправленная работа со старшеклассниками на III ступени общего среднего образования по подготовке их к осознанному выбору профессии педагога. Однако для того, чтобы привлечь в педагогические классы наиболее мотивированных учащихся, которые смогут сделать самостоятельный, осознанный и независимый выбор, необходима предварительная работа на II ступени общего среднего образования – допрофильная подготовка.

Действенным механизмом привлечения в педагогические классы наиболее мотивированных учащихся является допрофильная подготовка на II ступени общего среднего образования.

Работа по модели допрофильной подготовки на II ступени общего среднего образования позволила создать развивающую образовательную среду в учреждении через разные формы организации учебной и воспитательной работы, содержание мероприятий шестого школьного дня и др. и получить планируемые результаты, которые свидетельствуют об эффективности модели допрофильной педагогической подготовки учащися:

  • для учащихся создана образовательная среда, способствующая качественной допрофильной педагогической подготовке учащихся на II ступени общего среднего образования;
  • учащиеся, которые прошли допрофильную педагогическую подготовку на II ступени общего среднего образования, осуществляют осознанный выбор педагогического профиля и адаптированы к обучению в профильных классах педагогической направленности на  III ступени общего среднего образования (с 85% (2020 г.) до 89% (2022 г.) увеличилось количество учащихся IX классов, которые прошли допрофильную педагогическую подготовку на II ступени общего среднего образования, желающих продолжить обучение в профильной группе педагогической направленности);
  • у учащихся групп допрофильной педагогической подготовки зафиксирована высокая степень развития личностной культуры, коммуникативных навыков.

Предложенные материалы будут полезны администрации учреждений образования, педагогам, классным руководителям и поможет создать в учреждении развивающую образовательную среду, способствующую дифференциации и индивидуализации обучения, построению индивидуальных образовательных траекторий, а также подготовит учащихся к осознанному выбору педагогического профиля в старших классах и в дальнейшем - профессиональной деятельности.

Модель организации допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени среднего общего образования

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель допрофильной педагогической подготовки учащихся: подготовка учащихся II ступени среднего общего образования к осознанному выбору педагогического профиля профессиональной деятельности и адаптация к обучению в профильных классах педагогической направленности на III ступени среднего общего образования.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к педагогической деятельности и стимулирование их познавательной активности в процессе допрофильной педагогической подготовки
  2. Выявление и развитие у учащихся профессиональных склонностей и способностей, лежащих в основе педагогической деятельности
  3. Воспитание уважительного отношения к разным видам педагогической деятельности как социально равноценным.
  4. Развитие способности к управлению собственным процессом обучения и прогнозированию индивидуальной образовательной траектории дальнейшего обучения в соответствии с личными склонностями, потребностями и интересами в профессионально-педагогической сфере.

НОРМАТИВНЫЙ БЛОК

Содержание и этапы:

Условно содержание допрофильной педагогической подготовки учащихся можно разделить на II этапа:

I этап (образовательный процесс в 5-7-м классах).

Деятельность должна быть направлена на развитие у учащихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального педагогического опыта.

В рамках первого этапа организуются факультативные занятия (объединения по интересам)  «Учись учиться» (5 класс), «Познай себя» (6 класс), «Семейная педагогика» (7 класс), а также активное участие во внеклассных мероприятиях профориентационной и общекоммуникационной направленности. На данном этапе возможно прохождение первых профессиональных проб (волонтерский педагогический отряд, помощник учителя, воспитателя ГПД и др.)

II этап (образовательный процесс в 8-9-м классах).

Деятельность направлена на более углубленное формирование знаний о сущности педагогической профессии  и возможностях, открывающихся в данной сфере деятельности, а также на развитие способностей, детерминирующих успешность дальнейшего обучения в профильных педагогических классах. Учащиеся получают более богатый опыт педагогической и исследовательской педагогической деятельности на данном этапе, который становится составной частью их портфолио, и продолжают освоение факультативных занятий (объединений по интересам): «Педагогические роли учителя» (8 класс), «Искусство практического человековедения» (9 класс). Поскольку на данном этапе формируется умение соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к педагогическим специальностям, в системе допрофильной подготовки  работает педагог-психолог, который посредством анкетирования, индивидуального собеседования, тренингов и других мероприятий максимально эффективно решит поставленную задачу. Освоение первичного педагогического опыта происходит посредством вовлечения учащихся в социально значимую деятельность, поощрение их личностных достижений. Привлечение к реализации этого направления учащихся педагогических классов под руководством социального педагога, педагога-организатора позволяет подросткам ощутить свою востребованность и значимость, способствовует формированию коммуникативных компетенций, так важных будущему педагогу.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

модели допрофильной педагогической подготовки учащихся включает различные формы, методы, технологии работы с учащимися, с педагогами, с родителями. Среди них: информационно-справочные, просветительские методы, диагностические методы, игровые методы, методы активного обучения, интерактивные методы, дискуссии, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии и др. Основной акцент делается на педагогических пробах и методах контекстного обучения.

ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

модели строится на основе диагностик обучения, воспитания и развития учащихся и обеспечивает постоянную информацию о динамике показателей, определяющих эффективность инновационной деятельности.

Критерии и показатели эффективного внедрения модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования

 

Критериями и показателями эффективного внедрения модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования являются:

МОТИВАЦИОННЫЕ:

  1. Высокая степень удовлетворенности результатами внедрения модели допрофильной подготовки со стороны ее субъектов (администрации, учителей, учащихся, родителей).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ:

  1. Высокий процент учащихся, прошедших допрофильную педагогическую подготовку, поступивших в профильные педагогические классы.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Высокий уровень сформированности социально-личностных компетенций учащихся, прошедших допрофильную педагогическую подготовку.
  2. Высокая степень сформированности первичных профессиональных педагогических компетенций учащихся, прошедших допрофильную педагогическую подготовку.
  3. Положительная динамика показателей инновационной компетентности педагогов, осуществлявших допрофильную педагогическую подготовку.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 

Учащиеся/класс

Педагоги

Родители

класс

методика

5

1.Опросник оценки познавательных процессов.

2.Карта интересов.

3.Методика «Оценка школьной мотивации обучения» Лусканова Н.Г.

4.Анкетирование по оценке удовлетворенности по посещению объединений по интересам.

1.Тест «Мотивация профессиональной деятельности» К.Замфир в модификации А.А. Реана

2.Анкета выраженности профессиональных компетентностей (педагогические умения), авторская

3.Методика «Диагностика реализации потребности в саморазвитии» Фетискин В.В.

4.Тест «Экспресс-диагностика эмоционального выгорания»

5.Анкета «Каков ваш творческий потенциал»

1.Анкетирование.

2.Заполнение анкет в облаке.

6-7

1.Опросник оценки познавательных процессов.

2.Опросник «Карта интересов».

3.Анкетирование по оценке удовлетворенности по посещению объединений по интересам.

4. Тест умственного развития (ТУР), средний балл успеваемости.

8-9

1.Опросник профессиональных склонностей ОПС, 2.Опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока

 3.Опросник «Шкала оценки потребности в достижении успеха» Орлова Ю.М.

4.  Опросник мотивации выбора будущей профессии.

5. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л.Н. Кабардова.

10-11

1.Опросник профессиональной готовности (ОПГШ)  модификация А.Е. Климова.

2. Опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока.

3. «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» А. М. Кухарчук.

4. Методика диагностики профессиональной направленности личности Дж. Голланда

5.Анкета оптанта

6.Проективный тест «Психогеометрические фигуры»

 

Направления работы:

Работа с педагогами

Работа с учащимися

Работа с родителями

 

Литература

  1. Азаров, Ю.П. 100 тайн детского развития / Ю.П. Азаров. ‑ М., 1996.
  2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2000. – 272 с.
  3. Антипова, Е.В. Семейная педагогика / Е.В. Антипова. ‑ Могилев: МГУ им. А. Кулешова, 2014 г. – 186 с.
  4. Арлова, Г.П. Беларуская народная педагогіка / Г.П. Арлова. – Мінск.: Нар. асвета, 1993.
  5. Бардин, К.В. Как научить детей учиться / К.В. Бардин. – М.; Просвещение, 1987.
  6. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской. ‑ М.: Педагогика, 1989.
  7. Воронецкая, Л.Н. Народная педагогика / Л.Н. Воронецкая, Ю.В. Мелешко. – Минск, 2007.
  8. Зверева, О.Л, Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М., 1999.
  9. Как общаться с ребенком? / авт.-сост. Л. Орлова. – Минск :Харвест, 2008. – 192 с.
  10. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса.  – М. : Творческая педагогика, 1993.
  11. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. ‑ Ярославль: Академия развития, 1996.
  12. Коломинский, Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся / Я.Л. Коломинский. ‑ Минск: Университетское. - 1998.
  13. Колосова, Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия / Е.Б. Колосова. – М., 2008.
  14. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. – Москва : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»)
  15. Никонова, Л.Е. Семейная педагогика: программно-методический комплекс / Л.Е. Никонова. – Минск, 2004.
  16. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. ‑ М.: Просвещение, 1996.
  17. Овчарова, Р.В. Семейная педагогика : вопросы и ответы / Р.В. Овчарова. – М.,1996.
  18. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1985. – 312 с.
  19. Платонов, К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. ‑ СПб: Питер Пресс, 1997.
  20. Пунский, В.О. Азбука учебного труда / В.О. Пунский. – М.: Просвещение, 1988.
  21. Роботова, А.С. Профессия учитель: учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / А.С. Роботова, И.Г. Шапашникова. – М., 2005.
  22. Сенько, Т.В. Семейная педагогика / Т.В. Сенько. – Минск,1997.
  23. Сизанов, А.Н. Проблемы семьи и брака. Школьный практикум / А.Н. Сизанов. – Минск: Нар.асвета, 1993.
  24. Торхова, А.В. Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя: монография / А.В. Торхова. – М., 2005.
  25. Учимся учиться. – Л.: Лениздат, 1990.
  26. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учебное пособие / В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 186 с.