Воспитательная работа
Методические рекомендации по оформлению классного уголка
Дети всегда остаются детьми. И чтобы им было интересно в своем классном сообществе, надо чтобы данное сообщество не только жило яркой, индивидуальной жизнью, но и умело бы акцентировать внимание детей на ярких моментах, заставляло заниматься рефлексией своей деятельности. И в этом как нельзя лучше может помочь грамотно оформленный классный уголок, который может стать не только достоянием класса, но и его гордостью, потому что будет реально отображать жизнедеятельность класса.
В классном уголке дети увидят успехи своего класса, результаты спортивных и творческих мероприятий, прочтут остроумные советы от педагогов и психологов, узнают, кто из класса и в чем сумел за прошедшую неделю отличиться и что интересного будет в жизни класса на следующей неделе. Об этом и многом другом ребятам расскажет классный уголок. Его иногда называют информационник. Но смысл один – он отражает деятельность класса и его участие в общешкольной жизни.
Классный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни коллектива.
Классный уголок – это место, где постоянно работает класс и стенд, отражающий жизнь класса. Здесь постоянно представлены успехи и победы класса, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.
Классный уголок – это творчество педагога и детей, но, тем не менее, в данном вопросе уместны некоторые советы, которые помогут в оформлении классного уголка.
Уголок должен быть «говорящим», т. е. содержание его и рубрики должны меняться.
Уголок должен отражать различные стороны жизни класса (самообслуживание, спорт, участие в школьной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.
Рекомендации по оформлению классных уголков
Классный уголок в выпускном классе выполняет функцию информирования учащихся о различных аспектах подготовки к выпускному экзамену.
Среди материалов, размещенных в уголке, могут быть:
• нормативные документы, позволяющие более подробно ознакомиться с требованиями и особенностями экзамена;
• психологические и педагогические рекомендации о подготовке к экзаменам;
• график консультаций по предметам;
• памятки, с которыми ведется работа;
• расписание пробных и основных экзаменов на текущий учебный год.
Для начальных классов:
название «Классный уголок»;
актив класса;
дела класса (по месяцам: сентябрь и т. д., каждый месяц обновлять);
достижения и результаты, участие в школьной жизни;
график дежурства по классу;
разное: объявления, поздравления и т. д. (согласно возрасту).
Для средних классов:
название «Классный уголок»;
название отряда;
девиз, речевка, песня;
актив класса;
дела класса (по месяцам: сентябрь и т. д., каждый месяц обновлять);
достижения и результаты, участие в школьной жизни;
график дежурства;
разное.
ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССНОГО УГОЛКА
Оформление классного уголка учителями:
Информация о сроках окончания четвертей и каникул
Расписание школьных звонков и уроков класса
График дежурства по классу и школе
Перечь тем, касающихся классных часов
Актив класса
Родительский комитет
Оформление классного уголка учащимися:
Еженедельный информационный листок, отражающий новости школы, классов и отдельных лиц.
Актив класса в фотографиях
Страничка Дней рождений
Творчество (рисунки, поделки)
СОВЕТ КЛАССА:
Лидеры класса. Представители класса в совете школы.
Учебный сектор. Помогает учителю в проверке дневников. Организует помощь в учёбе товарищам, привлекает учеников класса к участию в конкурсах, олимпиадах.
Трудовой сектор. Помогает учителю организовать дежурство по школе и классу. Организует работу по оформлению класса, участию в субботниках и акциях милосердия.
Летописцы класса. Накапливают и оформляют в альбоме информацию о жизни класса.
Зелёный сектор. Озеленяют кабинет, ухаживают за растениями.
Классная редколлегия. Корреспонденты и редакторы классных газет и т. д. Представители школьной редколлегии.
Анализ уровня воспитанности 1-6 кл
Анализ уровня воспитанности 7-11кл
Критерии и показатели оценки поведения
Примерная программа анализа идеологической и воспитательной работы в классе состоит из следующих этапов.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
1.1.Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
1.2.Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы.
2. Анализ развития обучающихся в классе.
2.1.Воспитанность обучающихся (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).
2.2.Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых обучающимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
2.3.Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).
2.4.Развитие учащихся, имеющих отрицательные аспекты поведения (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними, задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся, прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
3. Анализ динамики социализации обучающихся.
3.1.Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
4. Анализ развития классного коллектива.
4.1.Социально-психологический микроклимат в классе. Характер взаимоотношений обучающихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение обучающихся к педагогам, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса.
4.2.Социометрическая структура класса.
4.3.Развитие общественной активности обучающихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса); уровень развития коллективной творческой деятельности, степень включенности обучающихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
4.4.Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности вновь поступивших обучающихся (если есть вновь прибывшие), их адаптация и интеграция в классном коллективе.
5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности идеологической и воспитательной работы классного руководителя.
5.1.В каких делах обучающиеся участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? В каких были пассивными? Почему?
5.2.Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
5.3.Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?
5.4.Какие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
5.5.Какие методы, формы работы наиболее положительно сказались на развитии обучающихся?
6. Анализ участия обучающихся класса в жизнедеятельности учреждения образования.
6.1.Участие обучающихся в школьном самоуправлении, работе объединений по интересам и др.; влияние этой деятельности на развитие личности учащихся.
7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями обучающихся и родительским активом.
7.1.Частота и характер контактов с семьями обучающихся.
7.2.Результативность педагогического просвещения родителей.
7.3.Эффективность индивидуальной работы с родителями.
7.4.Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом класса, попечительским советом школы).
7.5.Взаимодействие с семьями, находящимися в социально опасном положении.
8. Анализ организации педагогического взаимодействия со всеми заинтересованными структурами и ведомствами.
8.1.С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и т.д. осуществлялось взаимодействие?
8.2.В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие?
8.3.Какие формы педагогического взаимодействия были наиболее эффективными?
9. Выводы.
9.1.Обобщение положительного опыта.
9.2.О нереализованных возможностях и неиспользованных резервах.
10. Приложение может содержать результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д.