Кабинет педагога-психолога

 

График работы на II полугодие 2023/2024 учебного года

педагога-психолога

Ярошевич Марины Геннадьевны

 

День недели

 

Время работы

График индивидуальных консультаций

Для учащихся

Для родителей

Для педагогов

понедельник

08.00-16.30

   

14.00-16.30

вторник

12:00 -19.30

12.30-17.00

17.00-19.00

 

среда

08:00- 16.30

14.00-15.00

   

четверг

12.00-19.30

 

 

12.00-13.00

пятница

8:00 -15.30

 

17.00-19.00

 

суббота

11:00-14.00

11.00-13.00

13.00-14.00

 

*перерыв для отдыха и приёма пищи: вторник, четверг 15.30-16.00, понедельник, среда, пятница 13.00-13.30; методическая работа: понедельник с 09.00 по 16.30

педагога-психолога, педагога социального

Новожиловой Анастасии Сергеевны

 

День недели

 

Время работы

График индивидуальных консультаций

Для учащихся

Для родителей

Для педагогов

понедельник

12.00-19.30

 

17.00-19.00

 

вторник

08:00 -15.30

12.00-13.30

   

среда

08:00- 15.30

13.30-14.30

   

четверг

08.00-15.30

 

13.30-15.00

12.00-13.00

пятница

8:00 -15.30

     

суббота

09:00-14.00

12.00-13.00

11.00-12.00

 

*перерыв для отдыха и приёма пищи: понедельник 15.30-16.00,вторник-пятница 13.00-13.30 ; методическая работа: пятница с 08.00 по 15.30

педагога социального

                                   Ящук Светланы Александровны

 

День недели

 

Время работы

График индивидуальных консультаций

Для учащихся

Для родителей

Для педагогов

понедельник

08.00-15.30

 12.00-13.00

 

13.30-15.00

вторник

08:00 -15.30

   

 

среда

12:00- 19.30

15.00-17.00

17.00-19.00

 

четверг

08.00-15.30

 

   

пятница

12:00 -19.30

 

17.00-19.00

 

суббота

09:00-14.00

 

12.00-13.00

 

*перерыв для отдыха и приёма пищи: среда, пятница 15.30-16.00, понедельник, вторник, четверг 13.00-13.30; методическая работа: вторник с 08.00 по 15.30

ПСИХОЛОГ рекомендует:

«Экспресс-техники саморегуляции для выпускников»

Сдача экзаменов – важный этап в жизни каждого выпускника.

Это событие не у всех вызывает  положительные эмоции. Как бывает не просто собрать силу и волю в кулак и проявить свои самые лучшие качества в минуты испытания, как трудно справиться со своим страхом!

Экзамены неизбежны, но у нас есть выбор: переживать, волноваться, испытывать стресс или быть спокойным и решительным, достигая поставленных целей. Как же справиться со своими чувствами и эмоциями?

Существуют экспресс - техники для саморегуляции эмоционального состояния, представим некоторые из них:

  • Дыхательные упражненияэто техники управления дыханием, направленные на достижение различных состояний.

Благодаря им можно расслабиться и расслабить определенные участки тела. Взбодриться и поднять тонус. Есть техники направленные на аккумуляцию сил, есть упражнения для повышения и восстановление энергии, на успокоение сознания.

Примеры дыхательных упражнений

1. Приняв удобную позу, закрыть глаза, расслабить все мышцы тела.

Мысленно проверить общее расслабление, особенно мышц лица (сбросить зажимы, разжать челюсти, сделать лицо безвольным, добрым по выражению).

Затем три раза мысленно произнести формулу: Я (на вдохе)… РАССЛАБЛЯЮСЬ (на выдохе)… И (на вдохе)… УСПОКАИВАЮСЬ (на выдохе).

2. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1−2 минут.

Внимательно следите за дыханием, пассивно осознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого.

Постарайтесь не думать ни о чем другом. Концентрируйте все внимание на своем теле и дыхании. Делайте это с любовью и заботой о себе!

3. Мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела и проверьте, не осталось ли где напряжения. Если - да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

4. В завершении сделайте очень глубокий вдох. На мгновение задержите воздух и напрягите мышцы тела, затем резко выдохните, расслабившись.

Подышите спокойно, вернувшись к нормальному дыханию. Повторите 3 раза.

5. Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и потянитесь. УЛЫБНИТЕСЬ. Очень медленно, без рывков, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления и покоя.

Следует помнить, что эффективность применения упражнений зависит от правильного, положительно эмоционального настроя.

Нельзя сводить метод к механическому выполнению упражнений.

  • Антистрессовый массаж - расслабляющий массаж сутью которого является комплексное воздействие на нервную систему посредствам расслабления мышц.
  • Согреваем ладони.
  • С силой проводим пальцами по голове, имитируя расческу.
  • Стучим по голове «твердыми» пальцами.
  • «Вытягиваем» волосы.
  • Закрываем глаза. Похлопывающими движениями рук проводим по лбу, как будто что-то стряхиваем с него (до ощущения светлого пятна в области лба).
  • Прищипываем брови двумя пальцами вдоль дуги.
  • Указательными пальцами прижимаем точки у основания переносицы.
  • Легкими движениями пальцев постукиваем по векам.
  • «Твердыми» пальцами постукиваем по скулам.
  • Постукиваем кулачком по нижней челюсти: правым – по левой стороне, левым – по правой.
  • Разминаем уши вдоль всей окружности (указательным и большим пальцами).
  • Растягиваем ушные раковины («Чебурашка»).
  • Сворачиваем уши: вдоль и поперек.
  • Закрываем уши ладонями и стучим пальцами по затылочной части головы («Барабан»).
  • Ребром ладони растираем точку у основания шеи.
  • Повторяем упр.2.
  • Повторяем упр.3.
  • Проводим ладонями над головой, описывая круг.

Техника самовнушения - это внушение самому себе представлений, мыслей, чувств, направленных на улучшение общего самочувствия.

Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. д.) и предполагает многократное повторение.

Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов, которые нужно повторять в период волнения.

Все будет нормально!

Сейчас я почувствую себя лучше!

Я владею ситуацией!

Без сомнения, я справлюсь!

Пусть данные техники помогут Вам справиться с волнением на экзаменах, почувствовать уверенность в себе и своих силах, ведь как говорил великий Лао – Цзы: «Умеющий управлять другими силен, но умеющий владеть собой еще сильнее».

За дополнительной консультацией обращаться по адресу:

г. Волковыск, ул. Советская д, 15, кабинет педагога-психолога

корпус первых классов, тел. 32994

Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде?

Начнем с уверенности: не надо себя недооценивать, чаще вспоминайте о своих удачах. 
Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конкретный результат, которого вы хотите достичь. 
Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше понять себя.  

Если что-то не удалось, не тратьте время на сожаление. Лучше думайте, как поступить. 

Помните, что иное поражение это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать. Прием совладания с тревожностью: поговори с самим собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на олимпиаде и заранее продумай свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности участия в олимпиаде для меня лично и как их облегчить? 

И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает тебя и во время участия в олимпиаде.

 Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде?

Почти каждый из нас сталкивается перед олимпиадой с таким явлением как волнение. Волнение перед олимпиадой бывает разное. Если у одних эффективность деятельности до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у других она падает («стресс кролика»). Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу.

Стабилизация эмоционального состояния

1. Научитесь сбрасывать напряжение – мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга.

2. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы - сон, в том числе и кратковременный (от 5 до 30 минут). В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2 – 5 минут.

3. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.

4. Дыхательная гимнастика. Существуют два понятия успокаивающее и мобилизующее дыхание. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. При мобилизующем – после вдоха задерживается дыхание. Успокаивающее дыхание полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. В случае сильного нервного напряжения перед началом олимпиады нужно сделать вдох и затем глубокий выдох – вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

5. Психологическая установка на успех. Уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать себя на успех, удачу.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения:

1. Ритмичное четырёхфазное дыхание 
2. Сядьте удобно и положите руки на колени. 
3. Первая фаза (4 – 6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперёд. Сосредоточьте своё внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло. 
4. Вторая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания. 
5. Третья фаза (4 – 6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками. 
6. Четвёртая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания. Дышите таким образом не более 2 – 3 минут.

Готовясь к олимпиаде, рисуйте себе картину победы.

Помни, что вера в успех – это половина успеха! 

 

 


СОВЕТЫ НОВИЧКАМ 

Быть новеньким в школе всегда довольно непросто. Вам кажется, что все отлично знают, как себя вести, кроме вас; но помните, что вы не одиноки. Каждый из нас нервничает в первый день, но вы можете отлично вписаться в коллектив, если вам удастся произвести хорошее впечатление, найти новых друзей в классе и в дополнительных кружках, а также узнать больше о вашей новой школе.

1. МЕТОД: ПРОИЗВОДИТЕ ХОРОШЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

1.) Заранее вечером все спланируйте. Вы будете чувствовать себя не так нервозно, если, проснувшись утром и собираясь в школу, вы уже будете ко всему готовы. Подготовьте школьную форму на первый день в новой школе, сложите себе обед и убедитесь в том, что вы приготовили и положили все школьные принадлежности. Такая подготовка поможет вам лучше уснуть и меньше волноваться по поводу своего первого дня в новой школе.

2.)Заранее вечером все спланируйте. Вы будете чувствовать себя не так нервозно, если, проснувшись утром и собираясь в школу, вы уже будете ко всему готовы. Подготовьте школьную форму на первый день в новой школе, сложите себе обед и убедитесь в том, что вы приготовили и положили все школьные принадлежности. Такая подготовка поможет вам лучше уснуть и меньше волноваться по поводу своего первого дня в новой школе.

 
3.)Постарайтесь изо всех сил быть спокойным и позитивным. Вполне нормально нервничать и волноваться, если вы новичок в этой школе. Чтобы избавиться от нервозности, попробуйте сделать несколько глубоких вдохов. Помните, что в свое время каждый из ребят был новичком, и это не такая уж большая проблема. Можно послушать музыку, которая помогает вам расслабиться или почувствовать себя счастливым, если вы чувствуете себя некомфортно. Попробуйте представить, что ваш первый день в новой школе проходит очень удачно, вместо того чтобы зацикливать внимание на том, что все может пойти не по плану.
 
4.)Покажите уверенность в себе с помощью языка тела. В свой первый день в новой школе не ходите, свесив голову, ссутулившись и опустив в пол глаза. Ходите уверенно, с поднятой головой, выпрямленной спиной и радостным выражением лица. Смотрите людям в глаза и улыбайтесь, когда человек посмотрит на вас или заговорит с вами
  • Если вы застенчивы, изо всех сил постарайтесь казаться уверенным в себе — улыбка и правильная подача себя помогут вам почувствовать уверенность!

 5.) Будьте добры ко всем. Улыбайтесь и будьте приветливы к каждому, с кем вам доведется пообщаться. Так вы произведете хорошее впечатление и покажете другим, что вы добрый и дружелюбный человек. Не осуждайте других учеников в новой школе и не говорите о них плохо. Вам потребуется время, чтобы узнать каждого из них и понять, что из рассказов правда, а что — лишь слухи. Поэтому относитесь к каждому из них с уважением и добротой

6.) Обратитесь за помощью, если она вам нужна. Если вы чего-то не понимаете, не бойтесь попросить вам помочь. Вы можете поговорить с учителем, завучем, школьным психологом. Если вы не можете найти, где проходит урок, если у вас возникли проблемы с какой-то работой или проблемы другого характера — обратитесь за помощью. Также можно просто попросить совета у других учеников. Скорее всего, другие ученики, которые переодеваются в той же раздевалке, где и вы, знают, как ее открыть, если она окажется запертой.

 

Рекомендации родителям будущих первоклассников

С 1 сентября ваш ребенок пойдет в школу. Это огромное событие в вашей жизни и жизни вашего сына и дочери.  На ребенка падает большая нагрузка, резко меняется весь образ жизни. Поэтому следует постараться подготовить ребенка к школе,  облегчить ему трудный переход к новой деятельности.

Необходимо продумать, как ваш ребенок проведет летние месяцы. Отдых должен быть разнообразным, но не слишком утомительным. Примерно дней за 10 до начала занятий в школе ребенку следует быть уже дома, в привычной обстановке.

Постарайтесь за лето закалить ребенка, укрепить его здоровье. Помните о том, что малейшие недомогания, хронические простудные заболевания и даже незалеченные зубы могут стать причиной повышенной утомляемости ребенка с первых шагов в школе, причиной его отставания  в занятиях и даже нежелания ходить  в школу.

Постарайтесь все основное для школы приобрести заранее. Лучше, если при  этом вы о чем-то посоветуетесь с ребенком, вызовете  у него радостные эмоции в связи с предстоящим учением. Примерно за 2 недели до начала учебного года следует изменить режим дня ребенка, максимально приблизить его к тому, который будет у него, когда он начнет учиться. Особое внимание при этом надо обратить на сон ребенка. Укладывать спать не позже 21.00. Летом занятиям следует уделять не более 2-х часов в день, с обязательными перерывами в 10-15 минут. Не надо заставлять ребенка много читать и писать. Следует больше уделять времени общеразвивающим занятиям: укреплять руку ребенка с помощью рисования, несложных заданий: развивать речь ребенка, обучая его давать полные ответы, составлять законченные предложения и рассказы; закреплять устный счет «вперед» и «обратный» и т.д.

Самое главное,  у ребенка должен быть нужный настрой на учебу: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности.

Памятка родителям первоклассников

1.      Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

 2.      Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

 3.      Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

 4.      Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

 5.      Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

 6.      Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

 7.      Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 8.      С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

 9.      Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Кризис 7 лет

Когда мы говорим о готовности ребенка к школьному обучению, то наравне с физиологической готовностью и психологической готовностью ребенка к обучению в школе рассматривают социальную или личностную готовность к обучению в школе.

 Под ней подразумевают готовность ребенка к новым формам обучения, к новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленную ситуацией школьного обучения.

  Чтобы понять механизмы формирования социальной готовности необходимо рассмотреть кризис семи лет.  Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, “революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного). Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

 Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение.

   Такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об “утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.  До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой “захотел – сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и “внутри”. Его поведение понятно и легко “читается” окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: “захотел – осознал – сделал”.  Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более “взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок “выпадает” из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.  Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в колу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители замечают, что “ребенок вдруг испортился”, “всегда был послушным, а сейчас как будто подменили”, капризничает, голос повышает, дерзит, “кривляется” и т.д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как “очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки”. Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период.

 Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей появляется негативная симптоматика к пяти с половиной годам, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.

  Причины:

 -Изменение требований к детям со стороны взрослых (требований как к будущему школьнику).

-Ускорение темпа психического развития.

- созревание основных физиологических систем организма ребенка.

 1 класс и адаптация к школе:

 Реокомендации родителям первоклассников

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли ребенок социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

ЯкорьПризнаки успешной адаптации к школе:

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

ЯкорьПризнаки дезадаптации:

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, педагога - психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

 

ЯкорьКак помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего ребенка, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.


5 класс. Период адаптации к среднему звену обучения 

 


Памятка для родителей

Агрессивность

                Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический комфорт (отрицательные переживания, состояние тревожности, страха).

Причины появления агрессии

  • соматические заболевания или заболевания головного мозга;
  • особенности воспитания ребенка в семье;
  • характер наказаний, которые применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких случаях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо строгость, либо снисходительность. Как это не парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются у мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

            Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его. Всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.

            Если родители вовсе не обращают  внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, золотую середину, могут научить своих детей справляться с агрессией.

Портрет агрессивного ребенка

            Легко распознать ребенка с признаками агрессивного поведения. Он нападает на детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

            Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы родителям и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.

            Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

            Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность.

            Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничены. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Такой ребенок:

  • часто теряет контроль над собой;
  • спорит, ругается со взрослыми;
  • специально раздражает других людей;
  • винит других в своих ошибках;
  • часто сердится и отказывается делать что-либо;
  • завистлив и мстителей;
  • чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Рекомендации

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  • Демонстрировать детям модель неагрессивного поведения.
  • Быть последовательным в наказаниях ребенка (наказывать за конкретные поступки).
  • Наказание не должно унижать ребенка.
  • Обучать ребенка способам выражения гнева.
  • Давать ребенку возможность проявлять гнев сразу после фрустрирующих событий.
  • Обучать распознаванию собственных эмоциональных состояний и состояний окружающих людей.
  • Развивать способность к эмпатии (сопереживанию).
  • Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  • Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
  • Учить ребенка брать ответственность на себя.
  • «Воинственность» можно успокоить своим спокойствием.
  • Находить повод хвалить ребенка, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедиться, претензии были к его поступку, а не к личности в целом. 

 

Рекомендации педагога - психолога классному руководителю

Как сплотить классный коллектив.

От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.


Рекомендации.

* Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.


* Попросите школьного психолога провести в вашем классе тестирование, например, социометрию, для того, чтобы выявить явных лидеров, скрытых лидеров и негативных лидеров ученического коллектива.


* Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.


* Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.


* На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.


* Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.


*Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.


* Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.


*Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

 

Взаимодействие с родителями.

Рекомендации классному руководителю.

               Не секрет, что запись в дневнике типа "прошу родителей срочно зайти в школу” крайне редко оборачивается чем-то конструктивным. Родители подойдут в школу в удобное для них время, которое может совпасть со временем урока (в этом случае учитель должен "разорваться на две части”, пытаясь что-то услышать или сообщить в разговоре с родителями, одновременно контролируя  учеников) или во время перемены, когда у учителя масса других дел. Толку от такого разговора будет мало. Следовательно, заранее договоритесь о времени встречи, убедившись, что вы сможете уделить внимание родителям.
             Во избежание вышеперечисленных ситуаций следует созвониться с родителями ученика. Подходящие формулировки для начала разговора такие:
– Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребенок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.
– Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить учебу вашего ребенка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь. 

Не следует начинать разговор со следующих фраз:
– У вашего ребенка совсем плохи дела.
– Ваш ребенок совсем перестал учиться, ничего не делает.
– Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст. 
               Если проблема несущественна и вы считаете, что ее можно обсудить по телефону, – хорошо. Если вы убеждены, что пятиминутным разговором не обойтись, лучше не втягиваться в телефонное обсуждение проблемы, повторив просьбу встретиться лично.
               Про то, какие именно проблемы у ребенка и что делать, вы обсудите в процессе разговора. В начале же лучше заранее сформулировать задачу разговора, обозначить его направление как совместный поиск решений. Будьте уверены, родители и так знают, что у ребенка проблемы, да и сам факт личной беседы с классным руководителем в нашей практике образовательных учреждений, к сожалению, редко свидетельствует о том, что все в порядке. 
            Представьте себе, в каком настроении приходят родители в школу по вызову классного руководителя, что они чувствуют. Естественно, и стыдно за ребенка, и чувствуешь свою ответственность, и, конечно, в глубине души есть понимание своих ошибок. Родитель уже заранее готовится выслушать нечто неприятное и невольно пытается защититься. А защищаться можно по-разному. Кто-то заранее готов согласиться со всем, что вы скажете, кивать, поддакивать, обещать принять меры. Кто-то выслушивает учителя почти безучастно, подчас как провинившийся ученик. А кто-то готов, защищая себя и ребенка, пойти в наступление и выдвигает многочисленные претензии в адрес школы.
                Как бы то ни было, когда перед нами собеседник в таком защищающемся состоянии, наладить сотрудничество и решить какую-либо проблему едва ли удастся. Следовательно, первая наша задача – сделать так, чтобы родители видели в учителе не источник неприятных эмоций, а человека, с которым можно на равных обсудить проблемы своего ребенка и найти решения. 
               Поблагодарите родителя за то, что пришел (не важно, работает ли в напряженном графике или сидит дома и явился только после пятого приглашения). Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями.
                Расскажите о текущей ситуации ребенка. Не стоит фиксироваться сразу только на трудностях, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти (участие во внеклассных мероприятиях, отношения с одноклассниками, успехи по отдельным предметам – что угодно), и начните с них. Родитель должен видеть, что вы объективно оцениваете его ребенка – это во-первых. А во-вторых, что ребенок его не совсем пропащий, что-то у него получается, есть перспективы. 
            А вот потом уже излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают. Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Изложив ситуацию (если вы были инициатором разговора), обязательно поинтересуйтесь мнением собеседника, т. е. какой видится ситуация родителю, и тут же спросите: "Как вы думаете, что можно сделать?..” Если инициатором разговора был родитель, обязательно выслушайте его до конца, стараясь, однако, максимально приблизить собеседника к тому, в чем проблема и как ее можно решить.
               В разговоре уместны следующие высказывания:
– Я понимаю, что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет (полувопрос).
– Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает. (Если есть еще что-то, сближающее вас с собеседником, то упоминание об этом поможет взаимопониманию. Следует помнить, что, придя к нам, родители невольно уже испытывают чувство вины, поэтому необходимо перевести разговор на решение проблемы, значит, сделать так, чтобы они поверили в свои возможности.) 
– Это же ваш ребенок, никто не знает его лучше, чем вы.
– Никто не сможет помочь вашему ребенку лучше, чем вы – ведь вы его чувствуете лучше и т. д. 
              Не стоит употреблять такие выражения, как:
– Конечно, если ребенком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.
– Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…
– Если еще раз такое повторится, я его больше на урок не пущу! (Ведь это нереальная угроза, т. к. права на это мы не имеем, поэтому какой смысл об этом говорить.)
– Если вас не устраивает наша школа, ищите другую!    Для улучшения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:
• избегать безапелляционных высказываний; 
• сохранять доверительный тон сотрудничества; 
• не использовать обобщающих штампов; 
• оценивать ситуацию по принципу "здесь и сейчас”; 
• не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся. 
               Если есть возможность и (или) необходимость подключить к решению проблемы смежных специалистов (логопеда, школьного психолога, невропатолога и т. д.), сообщите об этом родителям. 
              Предложите родителям варианты решения проблемы. Они, как правило, индивидуальны, связаны со спецификой проблемы: 
или это отношения с одноклассниками; 
или необходимость усилить контроль над ребенком; 
или недостаток внимания и сочувствия к ребенку, слишком жесткая позиция родителей и т. д. 

При условии соблюдения вышеописанных правил родитель, скорее всего, будет более восприимчив к вашим рекомендациям. Если вопрос обсуждался трудный, проблема серьезная, настройте родителей на долгую работу, на то, что результат их изменившегося отношения (поведения) в общении с ребенком будет виден не раньше чем через две недели, а то и через месяц-два. Ведь проблема действительно непростая, и маловероятно, что ее удастся разрешить одним разговором (с ребенком или родителями).
                 Приглашать самого учащегося на беседу с родителями имеет смысл только в том случае, если вы хотите ребенка в присутствии мамы или папы подбодрить, похвалить за что-то (вспомните позитивные моменты, с которых начинали разговор), выразить уверенность, что все наладится. 
               В противном случае обвинение ребенка во всех его грехах в присутствии близкого ему человека может усугубить ситуацию, став унижением и для ученика, и для родителя. Дети и так всегда очень переживают при любом визите родителей в школу. Им так важно, чтобы взрослые видели не только их недостатки, но и достижения тоже. Унизив ребенка, сыграв на чувстве стыда или уязвленном самолюбии, невозможно добиться в работе с ним серьезного прогресса. Это будет лишь формальным исполнением обязанностей учителя – беседа проведена, а результат – нулевой. Педагогу необходимо помнить, что если беседа не ладится, то следует предупредить родителей о возможных неприятных последствиях существующей проблемы, в случае невозможности или нежелания прислушаться к вашим рекомендациям. В дальнейшем поставьте в известность администрацию (завуча) о ходе проведенной беседы.
                Как показывает практика, многих конфликтов можно избежать при условии: 
достаточной информированности родителей; 
наличия четких механизмов взаимодействия с родителями. 


АДАПТАЦИЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ

Десятый класс открывает последний этап обучения в школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения.

Термин адаптации, обозначающий приспособление, используется при описании довольно разных процессов: адаптация физиологическая, адаптация зрительная и слуховая, адаптация социальная и др. На данном этапе речь идет о физиологической и социальной адаптации, обеспечивающей полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранение здоровья и оптимального самочувствия. Родители должны быть готовы к тому, чтобы  вместе с ребёнком проанализировать те замечания, которые делают педагоги в учебном процессе, чтобы как можно раньше заметить и помочь справиться с трудностями в учёбе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями ребёнок столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Ребёнок должен понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Низкая успеваемость может привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребёнка: подавленность, замкнутость или наоборот злобность, агрессивность. Особую роль здесь может сыграть обучение навыкам распределения времени и планирования собственной деятельности.

При переходе в десятый класс каждый ребенок сталкивается со многими новыми для него фактами. А ситуация новизны всегда тревожна. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что именуется школьной дезадаптацией.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.

 

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Старшеклассник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем. Безусловно, старшекласснику необходима передышка. Но есть и большая опасность ребёнок может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.         Важно помочь ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности дневной  сон. В этот период требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. С точки зрения возрастной психологии, старшеклассники вступают на особую ступень возрастного развития – период ранней юности. Юношеский возраст – это переходный период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.

Главное психологическое приобретение данного возраста – это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее.

Большинство десятиклассников сталкиваются с резким увеличением учебной нагрузки, важно помочь ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности дневной  сон.

Профессиональное самоопределение – важнейшая задача данного возраста.

Задачи адаптационного периода для десятиклассников:

  • принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
  • принятие новичков в коллектив;
  • поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
  • узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
  • организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Успешная физиологическая и социальная адаптация обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранении здоровья и оптимального самочувствия. Подобные переходные периоды в жизни и деятельности подростков выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания, как педагогов, так и родителей. Хотелось бы предоставить Вашему вниманию несколько рекомендаций:

  • Необходимо выяснить с какими затруднениями ребенок столкнулся, какие предметы сложнее всего даются;
  • Проанализировать вместе с ребенком те замечания, которые делают педагоги в учебном процессе, чтобы как можно раньше заметить и помочь справиться с трудностями в учебе.
  • Ребенок должен понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям;
  • Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности дневной сон;
  • Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром;
  • Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы);
  • Учитывайте возросшую потребность юношеского возраста к дружескому общению.
  • Не требуйте полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты;
  • При сложности в живом общении желании узнать, чем живет ребенок, попробуйте пообщаться с ним через социальные сети, СМС-ки т.д. Не используйте полученную информацию и секреты ребенка ему во вред, особенно во время конфликтов;
  • Сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении с ребенком;
  • Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы на жизнь, надо попытаться понять, с чем это связанно;
  • Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор;
  • Не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает».


Информация, свидетельствующая о возможной угрозе совершения суицида, которая может быть получена в процессе наблюдений за подростком

Пребывание в трудной жизненной ситуации

К трудной жизненной ситуации или ситуации риска, провоцирующей подростков на совершение суицида относятся:

1) ситуации, переживаемые как непереносимые, обидные, оскорбительные, угрожающие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства;

2) разрыв отношений или смерть значимого человека;

3) конфликтные отношения в семье;

4) запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

5) серьезные трудности в учебе при наличии высоких требований родителей, школы к итоговым результатам обучения;

6) нежелательная беременность, аборт, его последствия;

7) серьезная инфекционная болезнь, передающаяся половым путем;

8) серьезная физическая болезнь.

Педагоги могут наблюдать следующие изменения:

1) изменение внешнего вида;

2) самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;

3) ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям;

4) частые прогулы (отсутствие на определенных уроках);

5) резкие и необоснованные вспышки агрессии;

6) рисунки на темы смерти на последних страницах предметных тетрадей, сочинения на темы одиночества, кризиса, утраты смыслов или подобные размышления на уроках гуманитарного цикла и т.п.

Сверстники могут наблюдать следующие изменения:

1) самоизоляция, прерывание дружбы;

2) резкие перепады настроения, несвойственные раннее;

3) повышенная агрессивность;

4) самоповреждающие действия;

5) постоянно поднимаемая в разговорах тема смерти, самообвинения, интерес к способам самоубийства;

6) внезапное изменение внешнего вида;

7) утрата обычных интересов и т.п.

  Родители могут наблюдать следующие изменения:

1) изменение настроения, питания, сна;

2) изменение отношения к своей внешности;

3) уход от контактов в семье, самоизоляция;

4) интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете, посещение тематических сайтов и т.п.);

4) отсутствие мотива к достижению чего-либо;

5) нежелание посещать кружки, школу (в том числе увеличение числа прогулов);

6) серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.


Что нажно знать родителям о ВИЧ - инфекции и СПИДе.

Симптомы употребления подростками наркотических веществ. 

Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются: Физиологические признаки:

• бледность или покраснение кожи;

• расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;

• несвязная, замедленная или ускоренная речь;

• потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;

• хронический кашель;

• плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

• резкие скачки артериального давления;

• расстройство желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие признаки:

  • беспричинное возбуждение, вялость;
  • нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
  • уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам:
  • трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;
  • бессонница или сонливость;
  • болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения:
  • избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки:
  • снижение успеваемости в школе;
  • постоянные просьбы дать денег:
  • пропажа из дома ценностей;
  • частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры:
  • самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;
  • частое вранье, изворотливость, лживость;
  • уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
  •  неопрятность внешнего вида.

 Очевидные признаки:

• следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;

• бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;

• закопченные ложки, фольга;

• капсулы, пузырьки, жестяные банки;

• пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;

• папиросы в пачках из-под сигарет.

 

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ. ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ

ПАВ ВАШИМ РЕБЕНКОМ:

 

1. Общайтесь друг с другом

Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком

2. Выслушивайте друг друга

Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не гак легко, как может показаться со стороны.

Умение слушать означает:

• быть внимательным к ребенку;

• выслушивать его точку зрения;

• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка;

Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

3. Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

4. Проводите время вместе

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.

5. Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь – своему ребенку.

  1. Помните, что ваш ребенок уникален

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. И это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в увещевательном, 50 — в обвинительном?...

Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!

Нужно время от времени распоряжаться собой полностью — т. е. нужна своя доля свободы. Без неё — задохнется дух.

7. Подавайте пример

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей. Ну не можем, не можем, не бывает этого — и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребенке, а не в себе!

 

СОВЕТЫ

 Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребенка еще важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребенка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь... Хрупкая неустойчивая психика ребенка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики. Поэтому, даже ребенок далек от идеала и совсем не похож на Вас, БУДЬТЕ МУДРЫ:

- когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать — даже если Вы тысячу раз правы;

- опасаетесь! В состоянии аффекта ребенок крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял по отношению к Вам, обернется против него самого. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в Вашей аптечке — всё станет реально опасным, угрожающим его жизни;

- не кричите, не распускайтесь. Ведь ребенок действительно может подумать, ЧТО ВЫ ЕГО НЕНАВИДИТЕ. Он будет в отчаянии, а Вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.

- похвалите своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! — не бойтесь и не скупитесь, даже если собственное настроение никуда... (кстати, это и средство его улучшить!) Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд — подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудьте!... И на ночь - не отпускайте во тьму без живого знака живой любви...

В Волковысском районном СПЦ работает телефон доверия 62-0-81 с 14.00-17.00

Работает круглосуточно

анонимно, без выходных:

 Телефон "горячая линия" 88011001611 (бесплатный доступ для всех абонентов)

Экстренная психологическая помощь: городской номер 170

звонки с мобильного:

8-0152-752390

Центры дружественного отношения к подросткам:

junior.by

Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании

pomogut.by

 

 


Памятки

Родителям

Профилактика детского суицида

Как уберечь детей от вредных привычек

Буклет по профориентации

Как общаться с ребенком

Сохрани свою семью

Памятка насилие

Тревожность и стресс. Как с ними бороться?


Детям

Как правильно подготовиться к экзамену

Как психологически подготовиться к олимпиаде

Подготовка к экзаменам, цт.

Памятка суицид