Модель психолого-педагогического сопровождения допрофильной педагогической подготовки учащихся

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, творчество, физическое здоровье(с1-2). Выбор профессии осуществляется учащимися в результате анализа  своих внутренних ресурсов, путем соотнесения их с требованиями профессии и является основой самоутверждения личности в обществе(с 2).

Сопровождение - это целенаправленный активный процесс.  Главной целью психологического сопровождения допрофильного обучения является  формирование психологической готовности к выбору профессии,  содействие в профессиональном и личностном самоопределении учащихся (с3).

Следовательно, в каждом учреждении необходимо выстроить мультимодальную  систему работы с участниками инновационного проекта, которая должна оптимально соответствовать их личностным особенностям и запросам рынка труда (с4). Возникает вопрос: как ее сделать эффективной и практически значимой?

В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности целесообразно осуществлять в трех направлениях: учащиеся, педагоги, родители (с5). Любое сопровождение осуществляется через реализацию ряд этапов сопровождения (с6).

Этапы: 1 этап – Проблематизация (диагностический). В нашем учреждении образования ежегодно осуществляется мониторинг эмоционального состояния и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся. Обеспечивается психологическая диагностика учащихся  с целью выявления интересов, склонностей и способностей учащихся (7с). Данной диагностикой охвачены с  V по XI класс. При подборе тестовых заданий необходимо учитывать возраст учащихся. Хорошо зарекомендовал себя электронный пакет «Профиль 2,0», во первых его удобно применять как в групповом варианте, так и при индивидуальном консультировании учащихся. Примерный подбор тестов представлен на слайде 8 (приложении).

Через использование электронных ресурсов google-формы  мною осуществляется  начальная промежуточная диагностика мотивационной готовности и профессиональных компетентностей педагогов, каждый год я стараюсь внести что-то новое для педагогов-инноваторов  с целью изучения их творческого потенциала и тем самым содействовать их самоактуализации и повышению мотивации (9с). Заполнение и обработка по средствам google-формы позволяет экономить время и очень удобно для педагогов.

Второй этап – Поисково-вариативный - это аналитический и прогностический этап, где осуществляется психологический анализ собранной информации и прогнозирование профессионального самоопределения, составляется план по формированию осознанного отношения к выбору будущей профессии у учащихся (с9).

Переходим к третьему этапу - практически-действенный (реабилитационный) (с .10) Педагогами и учащимися совместно совершаются реальные или моделируемые действия, которые приводят к самостоятельному решению проблемы, а именно формированию готовности  выбора педагогической профессии. Идет вовлечение учащихся к активному участию в предметных неделях, Неделях профориентации «Я и мир профессий», где имеет особое место просвещение педагогических специальностей.  Прежде всего, это рекламные акции совместно педагогами и учащимися педагогических классов с целью повышения престижности педагогических специальностей «Будущий педагог в кадре», выпуск информационной газеты «Один день из жизни педагога». Это рекламная деятельность педагога-психолога в рамках Недели психологии, где так же осуществляется знакомство с профессией психологического характера (с11): интерактивный опрос «Радуга моего настроения», акция «Письмо незнакомца», «Стена пожеланий: «Я сегодня- я в будущем», психологический квест «Психология – это серьезно!».  Проводятся групповые занятия с элементами тренинга по формированию профессионального самоопределения.  Уважением и признанием пользуются активные формы работы с  учащимися: тренинги, игровые и ролевые ситуации «В поисках будущей профессии», «Помечтаем о будущей карьере»,  часы общения «Мы сами рисуем свою жизнь», брейн-ринг «Суд над профессией», учащихся 9-11 классов  проведена тренинг-игра «Моя мечта в зеркале реальности», «Правила выбора будущей профессии, как избежать ошибок»,  «Я учусь учиться», «Как стать успешным». Данные мероприятия направленны на  формирование представлений о возможностях учащихся в реализации той или иной профессии, раскрывается специфика профессии, активизацию личностных ресурсов, развитие чувства собственного достоинства, благодаря чему у подростков вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, формируются объективные представления о «Я-концепции» (с12). Также проводятся классные часы, практикумы по развитию коммуникативной психологической культуры учащихся, повышению их стрессоустойчивости «Золотые ключи общения», «Поговорим о дружбе» и другие. 

Осуществляется психологическая поддержка и углубленная профориентация учащихся и их родителей через профориентационный консультативный пункт «Выбери свой путь», который был создан в 2019/2020 году в рамках реализации инновационного проекта допрофильной подготовки и функционирует на сегодняшний день (13с).

Особое место занимает вопрос об организации психологической поддержки педагога, развитии у него навыков саморегуляции и управления эмоциями, умений руководствоваться психологическими знаниями в организации образовательного процесса в условиях инновации. С педагогами проводятся обучающие семинары «Профилактика кризисных состояний», «Психологическое здоровье», «Допрофильная подготовка и роль педагога в формировании профессионального самоопределения»,  «Педагогическое общение в системе взаимодействия» (с13).  

 Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения (с 14).  С родителями проводятся беседы по информированию о психологических особенностях и проблемах профессионального самоопределения, по разъяснению целесообразности того или иного профиля обучения для их ребенка, по взаимосвязи особенности личности и успешности в профессии (лекции, тренинги, деловые игры).

Наша задача как специалиста состоит в том, чтобы не дать готовые ответы родителям и учащимся, а постараться наводящими вопросами, через проведение индивидуальных и групповых консультаций,  подвести ребенка и его родителей к своему правильному выбору  профиля обучения (с 15).

Педагог-психолог                                            Марина Геннадьевна Ярошевич