Алкогольная и наркотическая зависимость

Уберечь ребенка от наркотиков и алкоголя. Это, несомненно, очень важная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается любая семья. С учетом влияния сверстников, телевидения, кино, рекламы и музыки, замещающим родителям иногда кажется, что у них почти нет шансов повлиять на выбор ребенка. На самом деле это не так. Ценности, которые они прививают детям в процессе взросления, станут основным сдерживающим фактором в вопросе употребления наркотиков и алкоголя в будущем.
Подростки из семьи с хорошим эмоциональным и психологическим климатом, где родители в контакте со своим ребенком, в курсе проблем, свойственных этому возрасту, уважают его права как личности, никогда не станут алкоголиками и наркоманами. Если всего этого в семье нет, то такие родители плохие помощники в борьбе за их ребенка. Отсутствие со стороны
родителей интереса к жизни подростка, безнадзорность, поглощенность собственными проблемами, мнимое бессилие, конфликтная обстановка в семье — все это в той или иной степени способствует постепенному отторжению; подростка, ищущего возможности самореализации, понимания, дружеского участия, признания.
Причин для первого употребления алкоголя или наркотических веществ можно найти великое множество. Однако наиболее часто встречаются следующие.
  • Употребление из любопытства. Человек  любопытен по своей природе. Особенно любопытен подросток, познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных), что рассказы взрослых об опасности наркотиков на только не пугают, но порой даже привлекают, «чем опаснее, тем заманчивее».
  • Употребление ради удовольствия. Человеку присуще желание испытать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения. Гораздо сложнее получить удовольствие от обыденной жизни. Некоторые считают, что в жизни надо испытать все. Самое главное – это получить удовольствие, наслаждение. Порой не важно, какой ценой.
  • Употребление с целью быть принятым определенной группой. В переходном возрасте большую роль в поведении подростка играет конформизм. Подросток боится быть изолированным из своего круга общения, и вынужден идти на поводу у большинства. Так, например, если в его круге общения появляются лидеры, ступившие на путь алкогольной или наркотической зависимости, то, скорее всего, рано или поздно, по тому же пути пойдут и другие члены компании, чтобы не выделяться на фоне остальных. В переходном возрасте подросткам не всегда хватает сообразительности, чтобы понять, что данный путь не является верным. Не хватает и смелости, чтобы порвать с плохой компанией. Подростки повторяют за теми, кто, по их мнению, является примером для подражания. 
  • Употребление как протест против родителей.  Вызов против запретов и давления родителей. «Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью». Ряд специалистов считают наркоманию «симптомом семьи». Именно в семьях с неправильным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушения в воспитании наиболее часто проявляются как гипер- или гипоопека.
Гиперопека. Чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывающих свое мнение по любому вопросу, диктующих каждый шаг. Ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). Ребенка восхваляют, культивируя в нем чувство исключительности; освобождают его от всех тягот, выполняют все его прихоти, снимая ответственность за поступки.
3. Гипоопека. Воспитание, характеризующееся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорированием целенаправленного воспитания. Если детей критиковать, они учатся обвинять. Если дети видят враждебность, они учатся драться. Если дети живут в страхе, они учатся бояться. Если детей высмеивать, они учатся быть застенчивыми. Если дети видят ревность, они узнают, что такое зависть. Если детей стыдить, они учатся чувствовать себя виноватыми. Если дети живут в атмосфере терпимости, они учатся быть терпеливыми. Если
детей подбадривать, они вырастут уверенными в себе. Если детей хвалить, они учатся нравиться себе. Если детей принимать такими, какие они есть, они учатся видеть в мире любовь. Если дети получают признание, они учатся быть благородными и щедрыми. Если дети видят честность и справедливость, они знают, что такое, правда  справедливость. Если дети живут в атмосфере дружелюбия, они учатся тому, что мир прекрасен. Если дети живут в атмосфере душевной чистоты, они учатся душевному спокойствию.

Почему алкогольная зависимость развивается у подростков очень быстро?

Это явление объясняется так. У подростка мозговая ткань гораздо беднее белком и богаче водой, чем у взрослого. Алкоголь в воде хорошо растворяется. Спирт всасывается в организм подростка очень быстро. Только 7% алкоголя выводится почками и легкими. Оставшийся в организме алкоголь (93%) окисляется и действует как яд. Этот яд накапливается в жировой ткани подростка и при любой физической нагрузке попадает обратно в кровь, вызывая непреодолимое желание принять алкоголь или наркотическое вещество.
В подростковом возрасте спирт особо разрушительно влияет на печень, которая еще формируется, либо только сформировалась. Поражение (токсическое) клеток печени способствует нарушению углеводного и белкового обмена, ферментов и синтеза витаминов; на присутствие алкоголя в организме отрицательно реагируют легкие, желудок, сердце, кроветворные органы, нервная и эндокринная системы. От алкоголя страдают функции почек. Молодой человек, который часто употребляет алкоголь, в состоянии отравления находится постоянно. Алкоголь тормозит, ослабляет и угнетает развитие всех органов, систем. Чем организм моложе, тем действие на него яда губительнее. Алкогольная зависимость вызывает среди подростков высокую смертность. Портрет ребенка с высоким риском заболеть наркоманией или алкоголизмом характеризуется следующими чертами:
 пониженная способность переносить трудности повседневной жизни;
 стремление к новизне – «жизнь серая, ничего не происходит, а я хочу жить ярко и красочно». Яркость и красочность – достигаются легко. Стоит только расширить горизонты сознания. Сначала «травка», потом – героин;
 неприспособленность к жизни, упреки окружающих способствуют формированию скрытого комплекса неполноценности, внешне нередко проявляющегося в защитно-психологической реакции, состоящей в демонстрации превосходства над окружающими. Дон-Жуан, который нуждался в постоянных мужских победах для подкрепления своей значимости, - из категории таких типажей; 
 внешняя доброжелательность, сочетающаяся со страхом перед устойчивыми эмоциональными контактами (боязнь любви, брака). На самом деле это действующее с детства «табу» на любовь окружающих;
 стремление перенести ответственность за принятие решений на других, стремление обвинять других, зная при этом, что они невиновны;
 завистливость;
 тревожность.
             Все эти черты характера способствуют бегству от реальности – у кого в алкоголь, у кого в наркотики, у кого в психосоматические заболевания. Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их ребенок употребляет наркотические и токсические вещества, хотя перемены можно было увидеть в его поведении. Он утрачивает интерес к учебе, убегает из дома на несколько дней, становится неуправляемым и агрессивным. Появляются резкие смены настроения, вялость, апатия. Наблюдается снижение интеллектуального развития, расстройство деятельности различных систем. Подросток, употребляющий ПАВ становится рабом того вещества, которое он употреблял, не случайно в медицине используется термин «зависимость».
Подавайте пример 
Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в «двойной морали». Помните, что ваше злоупотребление «разрешенными» ПАВ открывает вашим детям дверь к употреблению запрещенных.