Баннер

Что делать, если ваш ребенок ворует ворует?

Советы для родителей дошкольников:   

Бессмысленно затевать высоко моральные беседы, если малышу  2-3 года, для таких детей еще не существует ограничения «свое-чужое».  Мир крутится вокруг него, и всеми его благами он пользуется тогда, когда считает нужным. Если Вы обнаружили чужую вещь в комнате у ребенка, то ему надо дать понять, что он поступил плохо и некрасиво.

Если кража происходит в период 4-6 лет, постарайтесь разобраться в том, что произошло, возможно, ребенок копирует кого-то из взрослых. Внимательно отнеситесь к своему поведению и поведению других в Вашем окружении. Ребенок может повторять поведение, если кто-то из взрослых приносит с работы полезную и нужную вещь в хозяйстве и всем рассказывает об этом. Если Вы увидели что-то незнакомое в вещах Вашего ребенка, не переживайте, возможно, он обменял свою вещь на чужую, это распространенная практика среди детей. Игрушка, принесенная из игровой комнаты детского сада, может быть давней мечтой. Безусловно, ее следует вернуть и внимательней задуматься о том, как Вы реализуете потребности ребенка. Если Вы случайно увидели среди спрятанных предметов чужую вещь или ребенок сам рассказал о том, что взял, обратите внимание на то, как он сам оценивает свой поступок, испытывает ли он стыд или нет. Если чувства вины нет, то Ваша оценка должна быть резкой и определенной (Вам не нравится, Вы удивлены его поступком, выразите надежду на то, что это не повторится). Если испытывает стыд, то давая оценку его поступку, обрисуйте картину переживаний того, чью вещь он забрал, и вместе выработайте стратегию возврата вещи без излишних унижений для Вашего ребенка:

  • Правильней всего для возврата вещи организовать встречу двух детей без взрослых.
  • Ребенок может предложить дать пострадавшему ребенку свою вещь на время, чтоб то мог поиграть у себя дома, если тот захочет.

Если ребенок взял деньги, выясните, для чего они ему понадобились. Если у него вымогают деньги, задача взрослого жестко это пресечь, не откладывая на потом. Ваш ребенок не должен испытывать страх и давление. Если ребенок взял деньги чтобы подкупить своих товарищей, объясните ребенку,  что друзья, которым нужны подарки от вас, не самая надежная компания. Помогите ребенку повысить свой статус. Если ребенок не может объяснить, для чего ему понадобились деньги, выразите свое огорчение по поводу совершённого поступка, расскажите для чего предназначались деньги, в частности та сумма, которую он украл. Объясните, что у количества денег, тоже есть ограничения.

Семьи, в которых воспитание проходит по принципу всё общее, может произойти кража денег. Чтобы избежать подобного, необходимо четко объяснять, что у каждого человека есть границы (есть личные вещи и свое пространство, и оно не прикосновенно). Поэтому и у ребенка должен быть свой «личный уголок» (стол, шкаф, книжный шкаф), место, где хранятся его личные вещи. Никто из членов семьи без разрешения не должен пользоваться этими вещами, так ребенок быстрее поймёт, что есть вещи, которые нельзя брать без спроса.

Иногда бывает, что в доме с большим достатком, ребенок не имеет возможность пользоваться вещами и благами, то есть родители транслируют, что это вещи ему не принадлежат, и пользоваться ими он не может. Ребенок находится в неравных условиях со взрослыми. Это его оскорбляет и злит, в такой ситуации возрастает возможность домашних краж.

Обратите внимание на то, где хранятся ваши ценности, они должны быть недоступны для ребенка. Все, что лежит на видном месте, ребенок воспринимает как свое.

Важно помнить:

  • Ни в коем случае не навешивайте ярлыки, называя ребенка вором;
  • Избегайте сравнения с другими детьми и собой в детстве («а вот Петя так бы никогда не сделал», «Я в твоём возрасте никогда так не поступал»);
  • Не заставляете ребенка отдавать свою игрушку в качестве извинения за совершенный поступок;
  • Не «перегибайте» палку, обсуждая совершённый поступок ребенка, это приведет к тому, что он будет утаивать всё, за что ему стыдно;
  • Не возвращайтесь к прошлому. Если ребенок понес наказание за совершенный поступок, осознал и признал вину, то эту ситуацию стоит считать закрытой и законченной;
  • Помните, все обратимо, главное найти грамотный способ исправить ситуацию.

Первое, что должен понимать родитель — это то, что с определенного возраста возникает необходимость давать своему ребенку деньги на личные расходы. В предподростковом и подростковом возрасте ребенку важно быть не хуже других. С первых классов он начинает «вписываться» в коллектив. При этом самый простой способ для детей выделится и завязать дружбу — это чем-то поделится. Сделать это без финансовой поддержки достаточно трудно. Если родитель дает ребенку небольшие суммы денег, он уменьшает вероятность вынужденного воровства.

Важно учитывать интересы ребенка и желание внешне выглядеть как его сверстники, поэтому стоит дать ему возможность выбирать одежду самому.

Однако бывает такое, что родители, в связи с финансовым положением, не имеют возможности давать на карманные расходы. В этом случае спокойно объясните ребёнку, что вы не даете ему деньги, потому что так сложились обстоятельства. Попробуйте сесть с ребенком и найти какой-то выход из положения, например, подработать во время каникул.

Итак, если в вашем доме все-таки существует проблема воровства:

  • Убедитесь, что вы лично не провоцируете кражу, оставляя без присмотра вещи. Не оставляйте на виду без присмотра сумочки и кошельки, деньги или украшения и просто недорогие вызывающие интерес для вашего ребенка вещи;
  • Уберите из ваших взаимоотношений с ребенком чрезмерную опеку, замените на естественную заботу;
  • Постоянно говоря ребенку, что он плохой, безответственный, неуправляемый, вы провоцируете его на то, чтобы он соответствовал этим ярлыкам. Плохие дети поступают плохо и не отвечают за свои поступки;
  • Если ребёнок ворует периодически, попробуйте найти в его поступках закономерность. Обратите внимание, существует ли определённый интервал, или это происходит «сериями», характерны ли для него пониженное настроение, плохой сон и головные боли в этот период, возможно, краже накануне предшествует какое-то событие в жизни ребёнка (например, конфликт в семье, в школе, ссоры с друзьями). Быть может, кражи совершаются ближе к концу четверти или после болезни. Перечисленные симптомы чаще встречаются у детей с ослабленной нервной системой, различными поведенческими расстройствами или остаточными травмами мозга;
  • Внимательно отнеситесь к появлению новых вещей. Найденные вещи, лучше не оставлять в собственности. Отдайте учителю, вахтёру или сторожу в зависимости от места находки. Не обвиняйте и не накидывайтесь на ребёнка с обвинениями. Примите версию находки;
  • Если ребёнок виновен в краже, он должен быть наказан. Наказание должно быть для него серьёзным и ощутимым (исключаем физическое), но ни в коем случае не унижающим. После понесённого наказания, ситуация считается закрытой и к ней больше не возвращаемся.
  • Наказание должно быть адекватным. Оценивается воровство, как совершённый поступок, при этом не рассматриваются масштабы украденного. Степень  наказания одинакова и за крупную кражу и за мелкую.
  • Важно чтобы наказание не было слабым, потому что у ребенка может сформироваться уверенность в собственной безнаказанности. Главное, чтобы не было пустых угроз.
  • Не стоит требовать от ребенка обещания никогда так больше не делать, он должен сам прийти к осознанию, что это не допустимо. Самое страшное для ребенка — это публичное раскаяние. Убедите вашего школьника, попросить прощения и вернуть украденную вещь. Пусть он это сделает не один, а в вашем присутствии.  Чувство стыда, которое при этом переживет ребенок,  подействует гораздо эффективней, чем простое наказание;
  • Помогите ребенку справится с пережитым стрессом. Скажите, что вы гордитесь тем, что он смог признать вину;
  • Если кражи повторяются, важно проанализировать ситуацию. Для их прекращения необходимо не только прибегнуть к наказанию, но и устранить причину, которая к этому привела;
  • Если объяснений воровству нет, и наказания не действуют, обратитесь к специалисту. Сначала можно обратиться к психологу, а затем (при необходимости) к психотерапевту;
  • Если воровство совершает ребенок, не усвоивший норму «можно-нельзя», «свое-чужое», ему тяжело себя контролировать, это может быть связано с недостатком интеллектуально-психологического развития, в этом случае необходим психиатр;
  • Если кто-то со стороны сказал о воровстве вашего ребенка, сдерживайте эмоции, вежливо и строго пообещайте выяснить все подробности. Постарайтесь собрать как можно больше информации. Если жертвой стал одноклассник, расспросите классного руководителя, а не его родителей. Не делайте вид, что ничего не случилось. Сообщите ребенку, что знаете о его проступке и хотите все обсудить, не давите, подождите, пока он сам начнет разговор, когда будет готов, дайте на раздумье день или два. Ребенка нужно выслушать, не откладывайте на потом разговор, если вы будете заняты. В разговоре не занимайте позицию судьи, Вы должны проявлять заинтересованное участие. В вашем голосе должно звучать сочувствие, но не одобрение. Помните, когда вы агрессивны, ребенку трудно раскрыться;
  • Если ребенок взял просто так, значит он не уяснил границы дозволенного. Ваша задача, как родителя, объяснить ему, что можно, а что строго под запретом. Объясняя и приводя примеры, учитывайте особенности возраста. Ребёнку младшего и среднего возраста можно предложить подумать о том, чтобы он почувствовал, если бы кто-то взял его вещь. Дети подросткового возраста более эгоистичны, но обычно их убеждает логичность рассуждения;
  • Если ребёнок пошел на воровство осознано, значит у него нет четких нравственных ориентиров и имеется чувство глубокой эмоциональной неудовлетворенности.